В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. В декабре 2019 года была утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся
Сегодня наставничество используется по своему основному профилю – профессиональное развитие сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру, обеспечение связи поколений, передача культурных традиций, повышение сплоченности коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое.
Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
• улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
• раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
• обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;
• формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
• ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
• сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
• создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
• выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
Планируемые результаты реализации программы наставничества:
• успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе;
• повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках;
• развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности;
• формирование активной гражданской позиции наставляемого;
• позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
• построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов
Наставничество
Нормативная база
Документы федерального уровня
Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»)
Методические рекомендации
Методические рекомендации Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях
Документы регионального уровня
Приказ министерства образования Оренбургской области от 17.01.2020 № 01-21/63 «Об утверждении региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых учителей»
Приказ министерства образования Оренбургской области от 17.12.2020 № 01-21/1706 «Об утверждении региональной программы реализации целевой модели наставничества»
Приказ министерства образования Оренбургской области от 24.02.2021 № 01-21/289 «Об утверждении положения и состава рабочей группы по реализации целевой модели наставничества в системе образования Оренбургской области»
Приказ министерства образования Оренбургской области от 29.06.2021 № 01-21/1115 «Об организации наставничества образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в 2021-2022 учебном году»
Приказ министерства образования Оренбургской области от 09.12.2021 № 01-21/1867 «об утверждении положения о наставничестве для педагогических работников»
Документы муниципального уровня
Приказ отдела образования администрации Бузулукского района от 10.03.2022 № 143 «Об организации работы по внедрению Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях Бузулукского района»
Положение о муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях Бузулукского района
План мероприятий (дорожная карта) внедрения Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся образовательных организаций Бузулукского района на 2022 год
Пакет нормативных актов по внедрению Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях Бузулукского района
Документы школьного уровня
Приказ от 31.08.2022 г. №271а «О внедрении программы наставничества» с приложением Положения о программе наставничества в МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» (приложение 1); Программы наставничества в МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.» на 2022 год (приложение 2).
Количество наставнических пар/групп |
Количество в соответствии с приказом |
2 |
Приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп |
||
Количество утвержденных персонализированных программ наставничества педагогических работников в ОО |
Количество |
2 |
Доля педагогов - молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет) образовательной организации, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого от общего числа педагогов - молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет) образовательной организации |
Доля (%) |
100 |
Доля педагогов образовательной организации вошедших в программы наставничества в роли наставника от общего числа педагогических работников образовательной организации |
Доля (%) |
5 |
Количество предприятий (организаций), вошедших в программы наставничества |
Количество/ Наименование организации (предприятия)/ подтверждающий документ (просмотр) |
нет |
Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программах наставничества |
Доля (%) |
100 |
Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества |
Доля (%) |
100 |
Доля детей в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого от общего количества детей образовательной организации |
Доля (%) |
нет |
Доля детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставника от общего количества детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет в образовательной организации |
Доля (%) |
нет |